Отдел культуры администрации г. Новоуральска
  На главную Контакты Карта сайта
Историко-краеведческий музей
О музее
Объявления и новости
Из истории музея
Экспозиции
Фонды
Деятельность музея
Наши публикации
Сотрудники
Контакты и график работы
Поиск

НАШИ ПУБЛИКАЦИИ

 

Жидкова О. П. История застройки г. Новоуральска (1941 — 1954) г.

Научный сотрудник МУК НИКМ Семянникова Л.П. Из чего вырастают музеи

Смолякова Надежда, экскурсовод Новоуральского историко-краеведческого музея. Спасы: Медовый, Яблочный, Ореховый

Брагина Н.М. – экскурсовод МБУК НИКМ. 60 лет оваций

Старший научный сотрудник МБУК НИКМ Семянникова Л.П. — Наследники Руси изначальной

Евгения СТЕПАНОВА. «Наша городская газета» — Музей приобщает к духовности

Евгения СТЕПАНОВА. «Наша городская газета» № 12 от 20 марта 2013 г. — Путешествующая музыка

Сергеева М.В. заместитель директора МБУК «НИКМ» — «Цветы для женщины»

Евгения СТЕПАНОВА. СОВЕТСКИЙ СПОРТ ВЕРНУЛСЯ. Вторая ночь музеев прошла в Новоуральске 18 мая

Жидкова О. П. Меняющийся музей в меняющемся мире

 

Наследники Руси изначальной

Василий Суриков/ Боярыня Морозова


Русское старообрядчество — явление, имеющее многовековую историческую протяженность. Возникшее на почве разногласий по церковно-обрядовым вопросам при Никоновской реформе православной церкви, оно существует уже более 350 лет.
Основной частью реформ Никона, поддержанных царем Алексеем Михайловичем Романовым, было исправление богослужебных книг по новогреческим образцам и ведение церковных обрядов по канонам греческой православной церкви.
Реформы Никона не изменили вероучения православия, но внесли заметные изменения в обрядность. Всего было введено 19 изменений. Сокращалась Литургия, а также обряды крещения, покаяния, миропомазания, тексты некоторых молитв. Двуперстное крестное знамение, символизирующее двойственную божественную и человеческую сущность Иисуса Христа, заменялось троеперстием — «во имя Отца, Сына и Святого Духа»; погружательное крещение — обливательным; изменилась форма креста на просфорах — трисоставный восьмиконечный крест заменялся двучастным четырехконечным; вместо семи просфор стали употреблять пять; земные поклоны, когда молящиеся били челом о землю, были в ряде случаев заменены поясными; вокруг церкви и аналоя стали ходить против движения Солнца и часовой стрелки, а не походу Солнца; трижды, а не дважды в Литургии провозглашать «аллилуйя»; имя Христа стали писать «Иисус» вместо «Исус» и др.
Но значительная часть духовенства отказалась от этого. На Соборе 1666 — 1667гг. они были прокляты и подвергнуты расправе, многие были казнены, подвергнуты пыткам, сосланы из центральных районов страны.
Разделение русских церковных деятелей на сторонников старых и новых обрядов принято называть расколом православной церкви. А приверженцев старых обычаев — раскольниками или старообрядцами.
Лидерами старообрядчества в XVII в. стали протопоп Аввакум Петров, Иван Неронов, священник Лазарь, дьякон Федор и др. В 1653 г. Аввакум был сослан в Сибирь, и после возвращения в Москву в 1664 он продолжил борьбу с «никононианами». Собор 1666 г. лишил его сана и предал анафеме. В 1667 году его сослали в Пустозерский острог. После заключения в земляной яме он был сожжен 14 апреля 1682 г.
Среди приверженцев Аввакума наибольшую известность получила Феодосия Морозова.Все, наверное, помнят картину В.Сурикова «Боярыня Морозова». Противницу реформ Никона, приговоренную к заточению, увозят из Москвы. Окруженная народом, скованная цепью героиня поднимает руку с двуперстием, призывая людей держаться прежних обычаев. Куда везут боярыню Морозову? В Боровск (город в 80-и км к юго-западу от Москвы). Там Морозова вместе с сестрой, княгиней Евдокией Урусовой была посажена в яму глубиной 5 саженей. Сестры скончались осенью 1675 г.
Отказались подчиняться нововведениям и монахи знаменитого Соловецкого монастыря. Власть не могла примириться со староверием в одном из крупнейших монастырей, и обитель была осаждена правительственными войсками (1669г.). Осада оставалась безрезультатной до тех пор, пока в 1676 году не нашёлся предатель, выдавший правительственным воеводам тайный лаз. Из 500 защитников монастыря в живых остались лишь 60 человек.
У «вечно гонимых, вечно ссыльных» староверов (по определению Солженицына) было не так много путей — либо вечно сбегать и прятаться, либо устав от преследований, не дожидаясь смерти от властей, самим идти в огонь. Начались массовые самосожжения старообрядцев — одна из самых печальных страниц нашей истории. По некоторым данным, за XVII в. в огне добровольно сгорели больше 20 тысяч человек. Но большинство всё же бежало.
В поисках религиозной свободы приверженцы старых обрядов переселялись на окраины и за границы Российского государства. В результате многочисленные общины старообрядцев появились в Поморье (Выг), Прибалтике, на Дону, в Поволжье (Керженец), степном Заволжье (Иргиз), Польше (Ветка), Австрии, Турции. Одним из направлений такого бегства стали и уральские земли.
Много для староверов сделали Демидовы — они принимали на свои заводы всех желающих работать, укрывая беглых от властей. На Урал потянулись старообрядцы со всей России. В годы промышленного освоения края они трудились на металлургических заводах, и не только в качестве простой рабочей силы, но и в качестве приказчиков и служащих заводской администрации.
Освоение Невьянского края старообрядцами было начато уже в конце XVII столетия, а в «демидовский» период этот поток увеличился. Предание гласит, что сами Демидовы «кержачили», чем привлекали мастеров железного дела из старообрядцев. Аскетичный образ жизни знаменитых заводчиков (никогда не пили, много молились и др.) наталкивает ученых на мысль, что и сами Демидовы были старой веры.
В Невьянске проживали староверы разных согласий. Это были «поморы», пришедшие с севера страны, «кержаки» — потомственные приверженцы часовенного согласия с реки Керженец и «австрийцы» — последователи белокриницкого согласия, которое сформировалось на территории Австрии после 1846 года. По сравнению с поморским и австрийским, часовенное согласие в Невьянске было всегда более многочисленным и главенствующим.
На уральских заводах Акинфия Демидова во время второй ревизии 1747 г. учтено 4159 раскольников... Они составляли 43 % людей, учтенных ревизией. Однако на самом деле раскольников было больше, т.к. преследования со стороны властей заставляли многих скрывать свое вероисповедание.
По словам Д.Н. Мамина-Сибиряка: «... все заводское дело на Урале поставлено раскольничьими руками, а лучшие мастера были выписаны из Тулы и Олонецких заводов, где старая вера процветала».
В.Н. Татищев в 1734 году в донесении императрице писал, что если вернуть с уральских заводов беглых, в основном старообрядцев, «то не только подушных денег за них платить, но и работать при заводах будет некому».
Значимым поморским центром на Урале было с. Таватуй. Согласно преданию, в Таватуе в ссылке был поп Лазарь, впоследствии пострадавший вместе с Аввакумом в Пустозерске, и некоторые из Соловецких страдальцев. Село Таватуй сохраняло значение поморского религиозного центра на протяжении XVIII — XX вв. На берегу озера Таватуй находится могила знаменитого выговского деятеля Гаврилы Семенова.
Гаврила Семенов Митрофанов (Украинцев) — видный деятель старообрядчества, один из руководителей Выговского общежительства, старообрядческий писатель. Примерно в 1708-1710 гг. обосновался на уральских заводах А.Н.Демидова. Зарекомендовал себя как опытный рудознатец и деятельный администратор. При его участии были открыты алтайские медные и серебряные руды, построены Колываново-Воскресенские заводы. Пользуясь покровительством Акинфия Демидова, Г. Семенов чувствовал себя свободно, открыто проповедовал старообрядческое учение. Демидов укрывал его от преследований властей. В 1735 г. он даже пошел на клятвопреступление, заявив, что Семенова и других разыскиваемых старообрядцев нет на его заводах.
Смерть Акинфия Демидова, последовавшая в 1745 г., лишила невьянских поморцев сильного покровителя и открыла дорогу преследованиям. Однако Гаврила Семенов успел умереть спокойно. Он скончался 6 марта 1750 г.
Поморское согласие уже не смогло вернуть себе влияние, которое имело на уральских землях в первой половине XVIII века. С этого времени на заводах начинает преобладать беглопоповщина, в конце XVIII — начале XIX вв. перешедшая к беспоповской практике и оформившаяся в часовенное согласие.
Особенно жестокие гонения старообрядцы претерпевали при царевне Софье. Во времена Петра I открытых гонений на старообрядцев не было, но при этом старообрядческое население облагалось двойной податью. В царствование Екатерины II старообрядцы не испытывали особых притеснений со стороны государства. Благожелательную политику продолжали и императоры Павел I и Александр I. При Николае I начались новые гонения: старообрядческие храмы и монастыри закрывались и обращались в православные или единоверческие.
Во время правления императоров Александра II и Александра III притеснения старообрядцев начали стихать. А при Николае II, после обнародования в 1905 году «Манифеста о началах веротерпимости», старообрядцы получили свободу.
Урал до сих пор один из излюбленных регионов староверов. Во многих поселениях наших окрестностей существуют староверческие общины. Это Таватуй, Быньги, Таволги, Верхний Тагил, Невьянск, Кировград, Верх-Нейвинский и др.
На территории Кировградского района, возле города Верхнего Тагила в лесу находятся могилы почитаемых старообрядцами иноков. Это место называют староверы Веселыми горами. Веселые горы — это горный массив протяженностью 30 км. Высота некоторых гор превышает 700м над уровнем моря. Издали вершины гор кажутся, покрытыми деревьями, но на самом деле большинство вершин увенчаны останцами — скалами причудливых очертаний, напоминающими полуразрушенные башни и стены. Еще в нач. XVIIв. здесь, в глухих таежных местах, находились стойбища манси — древнейших аборигенов Урала.
Местность вокруг Веселых гор была окружена непроходимыми топями. В течение долгого времени эти места служили надежным убежищем старообрядцам, скрывавшимся от религиозных преследований. С XVII века на Весёлых горах стали тайно селиться в скитах и «пустынях» беглые староверы-раскольники. Весёлые горы обрели своих почитаемых в народе «подвижников» и святые места — могилы старцев. Таких могил было несколько десятков, но особо почитались — иноков Гермона, Максима, Григория и Павла.
В XX в. большая часть старообрядцев Урала, несмотря на репрессии, адаптировалась к условиям советской власти, применив свой многовековой опыт сосуществования с преследующими их властями. Скрытно собираясь на моления в частных домах, стараясь исполнять, насколько это было возможно, таинства крещения и исповеди, они смогли сберечь свою духовную жизнь.
За три с половиной столетия на долю «хранителей древлего благочестия» выпало немало самых жестоких испытаний. Но при этом они до сих пор чтут многовековые традиции Древней Руси. Они сохраняют верность восьмиконечному кресту, продолжают служить по древлепечатным книгам, поют по «знаменному» распеву — древнерусскому церковному пению, почитают своих духовных старцев...
Новоуральский историко-краеведческий музей в ноябре месяце приглашает вас приоткрыть тайну старой веры, посетив выставку «Невьянское старообрядчество». На выставке будут представлены экспонаты Невьянского архитектурно-исторического музея, Верхнетагильского историко-краеведческго музея, а также иконы частного музея Е.Ройзмана «Невьянская икона».

Старший научный сотрудник МБУК НИКМ
Семянникова Л.П.

 

 

 

Кинотеатр "Нейва" Киноцентр «Нейва»
Центральная городская библиотека Публичная библиотека
Театр оперетты Урала Театр музыки, драмы и комедии
Театр кукол "Сказ" Театр
кукол «Сказ»
Детская художественная школа Детская художественная школа
Детская школа искусств Детская
школа
искусств
Муниципальный историко-краеведческий музей Историко-краеведческий музей
Парк аттракционов ЦПКиО
Муниципальный дом культуры "Строитель" МДК
«Строитель»
Дом культуры УЭХК ДК УЭХК

© Отдел культуры администрации г. Новоуральска
Координатор: И. В. Шаповалова

Разработка и поддержка
Студия Вит. Комарова