Пресса о театре оперетты Урала
Кира КАЛИНИНА. Три дамы в море любви [ http://www.isurgut.ru/ — 14 (675) номер от 10 по 17 апреля 2006 года ]
Сегодня на сцене Тюменской филармонии начинаются гастроли Театра оперетты Урала, который привез к нам целых четыре полномасштабных спектакля для взрослых и детей.
«Оперетта это праздник, подчеркнул старший администратор театра Алексей Клевцевич, а, значит, красивые голоса, хорошее звучание и яркое действие». Потому-то на гастроли в Тюмень приехала вся труппа вместе с хором и оркестром, что, согласитесь, нынче случается редко. Так редко, что при реконструкции тюменской филармонии несколько лет назад было решено отказаться от оркестровой ямы. Теперь, чтобы рассадить музыкантов, придется убрать первые ряды зрительских кресел
Впрочем, в спектакле «Ханума» этот маневр не понадобится. Оркестр с дирижером в бурке и папахе разместится прямо на сцене, ибо он полноправный герой спектакля, которому суждено сыграть немаловажную роль в развитии сюжета.
Тюменские любители оперетты познакомились с театром из Новоуральска 10 лет назад и сохранили о первой встрече самые теплые воспоминания. Едва появилось объявление о новых гастролях, в филармонии раздались звонки: а тот ли это театр?.. Уральцы уверены, что не разочаруют своих поклонников: «Это время театр не стоял на месте
мы стали лучше».
Им в самом деле есть, чем гордиться. За прошедшее десятилетие никому неизвестный провинциальный коллектив добился российского и международного признания. В 1996 году успешные гастроли в Польше и Германии. В 1998-ом золотая медаль имени академика Лихачева и звание лучшего музыкального театра на конкурсе «Окно в Россию». В 2000-ом постановка «Ах, высший свет!» по пьесе Мольера «Мещанин во дворянстве» не просто номинирована на премию «Золотая маска», но и отмечена дипломом главного театрального конкурса страны. На следующий год театр отпраздновал 50-летний юбилей большими гастролями в Москве, был награжден дипломом фестиваля малых городов России
Театр оперетты Урала рожден парадоксом советского времени: в маленьких закрытых городках создавались крупные, сильные театры, призванные сполна удовлетворить культурные потребности высококвалифицированных специалистов атомщиков и прочих секретных физиков, чей адрес не дом и не улица, а почтовый ящик номер
За десятилетия в этих театрах с тщательно подобранными труппами и отличной материальной базой сложились собственные школы, интересные, но известные лишь избранному кругу, как и немногочисленные зрители, для которых трудились «спрятанные» артисты. Когда же стены пали, тайное стало явным, а Свердловск-44 сделался Новоуральском, театральная общественность России ахнула в безвестных городах, которых вчера и на карте не было, объявились очень хорошие коллективы
Будущий Театр оперетты Урала был основан в 1951 году, назван музыкально-драматическим и давал все виды
театральных представлений, в том числе балет и спектакли для детей, а также концерты симфонической музыки. В 1968 году он стал Свердловским областным театром оперетты, а нынешнее имя получил в 1993-м. В состав коллектива, помимо двух десятков солистов, хора и оркестра, входит также балетная труппа. Плюс все положенные большому театру службы бутафоры, швеи, гримеры, постижеры
По силам ли сегодня крупному театральному организму выжить в районном городе, пусть и с особой судьбой? Времена полного гособесечения канули в Лету, но администрация Новоуральска традиционно питает и поддерживает родной театр, что, однако, не освобождает его от необходимости вертеться самому и очень энергично
Театр оперетты Урала оправдывает свое название, без устали колеся по городам Свердловской области: «Это не совсем гастроли скорее выездные спектакли. В среднем мы посещаем 10-12 городов в месяц, где за один день показываем 2-3 спектакля».
В Тюмень уральцы привезли стационарные декорации и новые костюмы. Алексей Клевцевич заверил: спектакли, которые мы увидим, ни в чем не уступят домашним представлениям театра. В гастрольной афише классика. Проверенные временем «Ханума» Канчели в постановке бывшего главного режиссера «уралочки» Бориса Лагоды и «Марица» Кальмана, для работы над которой был приглашен главный режиссер Екатеринбургского театра музыкальной комедии Кирилл Стрежнев.
Юным тюменцам адресована музыкальная сказка «Золушка», постановка-ветеран, идущая на новоуральской сцене четверть века и поныне не потерявшая своего очарования.
«Сегодня популярность оперетты падает, признает Клевцевич. Но она не погибла, и, как показывает опыт
нашего театра, может быть интересна молодежи. В нашей труппе много молодых артистов с прекрасными голосами. Мы активно работаем в этом году выпустили четыре новых постановки».
В последние годы в репертуаре появились и мюзиклы, но совершенно заменять ими оперетту театр не намерен.
Еще одна новинка драматический спектакль. Камерная постановка лирической истории по пьесе Артура Герни стала дипломной работой одного из актеров театра. Разовое исключение из правил? Или возвращение к истокам?
Зрителя помоложе наверняка привлечет современный спектакль «Море любви». Эту мистическую комедию, в
которой «есть интрига и шикарная музыка Марка Самойлова», театр покажет в последний день гастролей 13 апреля. Уральцы рассчитывают на повышенный интерес публики, уверяя, что обычно спектакль идет с аншлагом.
Театр оперетты Урала хочет понравиться тюменцам и надеется на тесное сотрудничество с нашей филармонией. Ведь в его афише столько достойных представлений оперетта, балет, спектакли для детей, музыкальные программы. Если в нашем городе оперетту из Новоуральска вспомнят и полюбят, а артисты намерены сделать все для того, чтобы именно так и произошло, мы встретимся с «Фиалкой Монмартра», «Сильвой», «Веселой вдовой», «Мистером Иксом», «Вестсайдской историей», «Белоснежкой», «Котом в сапогах»
и, возможно, даже с «золотомасочным» мюзиклом «Ах, высший свет!». Причем не через 10 лет, а гораздо раньше.
Пока же: «Золушка», «Марица» и «Ханума» три дамы в «Море любви»!…
|