Отдел культуры администрации г. Новоуральска
  На главную Контакты Карта сайта
Театр музыки, драмы и комедии
Репертуар месяца
О театре
История театра
Контакты
Пресса о нас
Поиск

Пресса о театре оперетты Урала

 

 

 

Надежда СТАХЕЕВА. «Борис Лагода: Я там, где во мне есть нужда» — «Наша городская газета» № 43 от 22.10.2008

Прошлый сезон Театр оперетты Урала работал без главного режиссера. «Зазеркалье», открывавшее сезон и проанонсированное как «величайшая театральная тайна», поставленное заслуженным деятелем искусств РФ Вячеславом Добровольским, стало началом конца работы этого режиссера в нашем театре.
Над гала-концертом на открытие нынешнего сезона труппа работает с Борисом Лагодой, которого в качестве постановщика и главного режиссера город уже знает. Поэтому и приглашение его к нам не случайно.
Как он сам относится к своему возвращению в театр оперетты? С этого и начался наш с ним разговор, который состоялся в самый разгар подготовки к открытию 58-го театрального сезона.
— Борис Борисович, свое возвращение в Театр оперетты Урала расцениваете как творческий реванш?
— Желание взять реванш появляется обычно тогда, когда творческие люди уезжают из театра, не реализовав своих возможностей и способностей. И уезжают нехорошо. Ни о каком реванше речи не идет и быть не может. Во всех городах, во всех театрах говорю одно: я всегда там, где во мне есть нужда. Я давно по этому принципу выстраиваю свои отношения с театрами, будь то приглашение на постановки или приглашение на постоянную работу. И потом, как каждый художник я всегда имею возможность выбора. Пригласили в Саратов — я поставил пару работ, честно выполнил рамки контракта. По приглашению из Новоуральска поставил два спектакля, и возникло предложение вернуться сюда в качестве главного режиссера.
— И все же была какая-то причина вашего отъезда. Говорят, это неприятие новоуральским зрителем одной из ваших работ, разногласия с руководителями культуры города.
— Дело не в этом. Мы все люди творческие, мягко говоря, больные. Мы амбициозные, у всех нас есть какие-то хотелки, свои планы. Я занимаюсь профессией, слава Богу, два десятка лет, поэтому ко всему этому отношусь спокойно. Существует профессия, существует работа — это самое главное. Не я в профессии — профессия во мне, как говорил Константин Сергеевич Станиславский. Надо ценить искусство в себе. Артистам молодым, которые недавно к нам пришли, я объясняю: не важно, где ты работаешь — в столичном театре или в Новоуральске, важно как ты себя чувствуешь в профессии, с кем работаешь, кто тебя окружает... Я к себе отношусь точно так же. Мои рамки в любом городе находятся в стенах театра. Весь вопрос в том, как выстроены отношения. У нас сейчас никаких разногласий нет. Я работаю в рамках своего театра. Есть чем заниматься.
Помимо постановок, организационной работы, много литературного труда, обработки материала, идет наполнение творческого портфеля. В общем, работы хватает...
— В Новоуральске вас не забывали, здесь вас ценят, вас ждали. А вы помнили этот театр?
— Помнил, безусловно. Я помню всех артистов, с кем работал, я помню работников технических служб всех театров... Я очень рад, что меня здесь не забывали. Значит, я в профессии состоялся... Все зависит от того, насколько ты умеешь выстроить отношения с творческими людьми, с теми, кто работает в цехах, поскольку мы все вместе должны работать на результат. Я человек легкодоступный, коммуникабельный, не ношу себя, как памятник нерукотворный, со всеми нормально общаюсь. Но не надо путать человеческие, личные отношения и профессиональные. Многим людям это сложно понять... Если ты любишь театр, отдаешься ему, естественно, и отношение к тебе будет соответствующее.
— Каким вы нашли наш театр по приезде?
— Я его нашел таким же, как подавляющее большинство всех российских театров, к сожалению. И здесь существует масса проблем, в первую очередь кадровая. Часть труппы, как вы знаете, отсюда уехала, «иных уж нет, а те далече».
— На сегодня этот пробел восполняется?
— Восполняется, к чести руководства театра. Приезжают музыканты, артисты. Приехали Сережа и Таня Зубаревы, Денис Баранов, Максим и Ирина Галенковы. Пять человек пришло в конце прошлого и начале этого сезона, добавились артисты балета и оркестра театра.
— А в цехах?
— Пришел очень хороший зав. бутафорским цехом, Аристов Сергей, профессионал, художник с высшим образованием... Работа идет.
— От главного режиссера очень многое зависит, в первую очередь репертуарная политика. Как вы ее выстраиваете, куда труппу поведете в новом сезоне?
— Выстраиваем мы ее вместе с директором театра Мариной Вячеславовной Белых, потому что существует определенный план, который театр должен выполнять. Театр должен зарабатывать деньги. И я очень рад, что мы с ней друг друга полностью понимаем. Режиссер должен быть союзником директору в решении финансовых проблем. Поэтому, обсуждая будущий репертуар, мы, естественно, смотрим, что у нас пойдет на кассу, что будет прибыльно. И учитываем, что театру необходимы некие элитные, фирменные постановки, которые определяют творческую планку театра, являются его лицом, так сказать, фестивальные, конкурсные, мощные работы. С этой целью к 200-летию Гоголя мы запланировали постановку мюзикла «Ночь перед Рождеством». Мы заранее понимаем, что это невыездной спектакль — мощный по предполагаемым затратам, очень объемный и весомый. И не забываем о том, что зритель любит классику, поэтому планируем в начале следующего сезона показать «Ночь в Венеции». Надеюсь, поставим одну из пьес Куни либо Ильфа и Петрова, у нас возникла такая идея — поставить комедию положений на девять персонажей.
— Репертуар подбирается под артистов, и все ли они заняты в новом сезоне?
— Мы исходим из того: вы — моя данность, я — ваша. Мне бы хотелось здесь видеть кого-то из Иркутска, Новосибирска, Минска, но я не могу их привезти. Может быть, и они видят на моем месте Кирилла Стрежнева, Наталью Печерскую или Бориса Александровича Покровского... А занятость — сообразно соответствию ролей. У нас у артистов нет фактически простоя. Молодые только пришли — у них сразу масса вводов, они сразу поехали на гастроли. Сейчас формат времени другой. Это раньше молодому артисту говорили: давай в эпизодиках, в массовочке поиграй, в сказочках, годик походи, почувствуй сцену, пообвыкни. Ага, вроде все хорошо, давайте ему рольку дадим. Это в девяностых годах было из кого выбирать: три субретки, четыре героя, они дышали друг другу в затылок, и был момент здоровой конкуренции. Но сейчас, повторяю, большинство театров испытывает определенные кадровые трудности.
— Говорят, вы не на шутку за дисциплину взялись?
— А как может быть по-другому? Требования ко всем, как к себе. Никого не волнует, сколько ты ночей дома сидишь или в кабинете, как ты готовишься. Существует практика: ты, главный режиссер, пришел на репетицию — обязан быть, как огурчик, всегда в форме. Того же требую от артистов. Если я буду с ними репетировать в полноги, оркестр — играть в полгубы, в полпальца, и артисты — так же, то грош цена продукции, которую мы выпускаем.
— Старую замечательную традицию — после каждой премьеры писать на программке коллегам добрые слова — намерены поддерживать?
— Во всех театрах России и СНГ я артистам зачастую пишу пожелания и благодарности в стихах — четверостишия, восьмистишия. Когда категорически нет времени, пишу в прозе. Это у меня норма, это элементарные вещи. А потом, все равно все цеха сам обходишь, благодаришь людей...
— С каким настроением вступаете в новый театральный сезон?
— Вы знаете, работы столько, что тут про настроение не думаешь. Одно волнует — борьба за качество. Потому что работы очень много. У некоторых возникает вопрос: почему так поздно открываетесь? Официально сезон мы открываем 1 ноября, а на самом-то деле театр уже давно «кочегарит» вовсю: масса вводов, масса выездных спектаклей. На открытие мы готовим новую концертную программу в двух отделениях, полностью новые номера. Работают оркестровщики, дирижеры, концертмейстер, три балетмейстера ставят номера, иначе мы не успеем. Параллельно запустили «Белую акацию», премьера которой назначена на 5,6,7 декабря. У нас уже вовсю идут уроки. Мы сделали новую сказку «Веселая карусель», уже придумываем, что у нас будет на Новый год... Вздохнуть некогда.
Как видите, накануне встречи с новоуральским зрителем Борис Борисович никаких обещаний «сюрпризов» и «загадок», никакой интригующей информации не дает, вместо этого говорит: «Работы очень много... Вздохнуть некогда».
Оно и верно — зачем словесно предвосхищать то, что нужно оценивать не в идее, а после ее воплощения. А воплощается идея кропотливо, профессионально, в полную силу. Так что, думаю, гала-концерт взыскательных новоуральцев не разочарует, станет для них праздником.

Надежда СТАХЕЕВА



 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Кинотеатр "Нейва" Киноцентр «Нейва»
Центральная городская библиотека Публичная библиотека
Театр оперетты Урала Театр музыки, драмы и комедии
Театр кукол "Сказ" Театр
кукол «Сказ»
Детская художественная школа Детская художественная школа
Детская школа искусств Детская
школа
искусств
Муниципальный историко-краеведческий музей Историко-краеведческий музей
Парк аттракционов ЦПКиО
Муниципальный дом культуры "Строитель" МДК
«Строитель»
Дом культуры УЭХК ДК УЭХК

© Отдел культуры администрации г. Новоуральска
Координатор: И. В. Шаповалова

Разработка и поддержка
Студия Вит. Комарова