Отдел культуры администрации г. Новоуральска
  На главную Контакты Карта сайта
Театр музыки, драмы и комедии
Репертуар месяца
О театре
История театра
Контакты
Пресса о нас
Поиск

Пресса о театре оперетты Урала

 

 

 

Вся моя жизнь — здесь

 

Мало кто может похвастать тем, что всю жизнь на одном месте проработал. Заведующий бутафорским цехом нашего театра оперетты В. В. Михайлов может, но не хвастает — не такой он человек: скромный, нехвастливый. Меняются времена, актеры, режиссеры, а он как пришел в эти стены 49 лет назад, так и трудится по сей день. Говорит: «Работать буду, пока ноги носят». Таких людей, как он, верных делу, коллективу, самозабвенно служащих искусству, таких профессионалов поискать надо.

С детства он любил копировать — с книжек срисовывал, даже Ленина и Сталина. Это в изостудию привело. Многодетная семья Михайловых жила неподалеку от театра, в комнатке дома напротив УВД, где сейчас «К ISLIS». На их глазах здание театра строилось. Этот мир манил своим таинством.

Иногда удавалось посмотреть какой ? нибудь спектакль. Мама его товарища работала в театре гардеробщицей, и он брал Славу с собой. Затаив дыхание, тот смотрел на сцену и не думал, что когда-нибудь и сам будет творить такую красоту.

Преподаватель изостудии Попов заметил старания, способности, рвение Славы и порекомендовал художнику декораторского цеха театра Р. Р. Шишкину, когда тот искал ученика, взять парнишку в театр. Радости не было предела! Работа заворожила, поэтому проявлял особое усердие, впитывал все советы и указания. Мудрые наставники так тонко включили его в производственный процесс, что он и не ощутил свою беспомощность в профессии. Разве в 17 лет это ощущаешь! Тем более что мечта сбылась — в театр попал.

Поначалу за порядком следил, малярил: разводил краски, мебель подкрашивал, стало быть, в подмастерьях ходил. Но его заставляли совершенствоваться: «Ты давай шрифты пиши». Через три года парень повысил свою квалификацию — рекламистом стал. А затем и задники вместе с Шишкиным расписывал.

Как признается Вячеслав Васильевич, и производственную школу в театре проходил, и жизненную. «Артисты даже не подозревали, что принимают участие в моей судьбе, — говорит он. — Общаясь с ними, я от каждого что ? то брал. Этот коллектив меня и воспитывал. Я был, положа руку на сердце, далеко не идеал».

Парнишке все было интересно. Бывало, заберется на колосники и наблюдает оттуда за репетициями, о работе своей забудет. Почти все тексты спектаклей наизусть выучил. Шишкин знал, где своего ученика искать. Роман Романович режиссером его прозвал. «Ну-ка, режиссер», — скажет и вернет к краскам, к шрифтам.

На сцене появляться приходилось. Еще в школе в балетный кружок ходил и выступал в театре. А тут «роли» доверили. Правда, без слов. В спектакле «Севастопольский вальс» матросиком был. В «Свадьбе в Малиновке» заменил заболевшего артиста. Его, молчащего, выводили и пытали, а он не выдавал тайну.

Поскольку эти замены случались не так часто, ноги дрожали. От страха перед залом и от волнения вряд ли бы он выговорил слова какие ? то, если бы доверили. Об этом он сам мне рассказывал.

 — Не было желания в артисты пойти, может, в вас этот талант погиб ?

 — Нет, что вы! Я всем доволен. Нет повода брюзжать …

Сейчас Вячеслав Васильевич редко на спектаклях бывает. А вот раньше …

 — А раньше из зала не вылазил. Я не на работу свою смотрю — на зрителя. Мне его восприятие интересно. Помните «Бабий бунт?» Открывается занавес … И — рассвет! И — аплодисменты! Такое состояние … Ну как тут гордость не испытаешь! Другая работа была — живопись: задники, кулисы. Писать декорации к новому спектаклю — это каждый раз что ? то новое, захватывающее.

Почти 30 лет он проработал с главным художником Пясецкой. Ядвига Павловна тоже была его учителем, вдохновителем и помощником. Под ее началом он пробовал себя в качестве художника ? постановщика. Первая и любимая работа — сказка «Золушка». Спектакль 25 лет прожил. Как художник-постановщи к Михайлов над 18 спектаклями трудился.

Dоспроизведение, знание технологического процесса, свободное ориентирование в использовании различных манер, декоративных приемов, творческий подход к поиску наиболее точного воплощения идей за счет применения разнообразных фактур позволяют Вячеславу Васильевичу быть театральным художником — исполнителем самого высокого уровня, достойным любого театра страны«.

Эта оценка дорогого стоит.

Со многими режиссерами, художниками за 49 лет довелось поработать. И у каждого чему-нибудь учился, вырабатывая «точное понимание художественного замысла постановщиков и пластического образа спектакля». И это понимание выливается в конкретные предложения: «А я вот так вижу!». И к нему прислушиваются, его мнению доверяют.

Сегодня время другое, спектакли другие, в их оформлении все больше металла, живописной работы минимум, а без нее Михайлову было бы тоскливо, поэтому из декораторского и ушел в бутафорский цех. «Здесь я тоже могу принести пользу», — говорит.

В бутафорском механикой заниматься приходится. Ставили молодежный спектакль, и надо было шесть ножей сделать, чтобы лезвия выскакивали. Работа серьезная и незнакомая, а потому интересная. Подумал, посоображал, пошел в магазин и купил китайский нож. Разобрал его, понял принцип действия, и … ножи работали в спектакле. ( А тот ножичек, покупной, заново собрал.)

Без смекалки, без выдумки и здесь не обойтись. Те же маски изготовить для сказочной постановки — голову медведя или волка — разве не творчество! Это для театра. А для себя, для души? «Сегодня, — говорит, — мне ближе работа с деревом. Оно живое, теплое».

Дерево послушно в руках мастера. И превращается в изумительные подносы, красивые разделочные доски. Резные вазы могут достойно украсить интерьер квартиры, хозяин которой понимает в искусстве и ценит дарование мастера.

Захотел — взял да и научился деревянное кружево вырезать. Другие делают, а я чем хуже! А потом появилась роза, бутон. И раскрывшийся цветок получился очень естественным.

Самоучкой и гармонь освоил, и баян. «На слух подбираю. Так, для души, когда тоска какая-то найдет. Возьмешь, кнопочки понажимаешь — полегче».

Тоска от того, что половинку свою потерял, овдовел. С Ниной Вячеславовной они 43 года прожили в любви и согласии. Она была главным администратором нашего театра, да таким, какого поискать. Красивая пара была, дружная, им завидовали.

 — Мы и на гастроли вместе ездили. На всю жизнь Севастополь запомнился. Там мы с Ниной пробыли, наверное, месяца три … Театр в бухте, море. Красиво … Нина работала: и рекламу надо организовать, и билеты продать, и расселить артистов так, чтобы недовольных не было. А я при ней, помогал …

Разговор наш с Вячеславом Васильевичем, что называется, заладился. О многом могли бы поговорить, но тема, к сожалению, его работой в театре ограничена. И вопросы соответствующие приходилось задавать.

 — Чему научил театр ?

 — Любви к людям, ко всему прекрасному, пониманию. Не проживи я эти годы в театре, наверное, другим бы был, сейчас понимаю: потерял бы что-то, не случись здесь оказаться.

 — Чего жаль ?

 — Учиться надо было. Ездил поступать в художественное училище в Свердловск. Посмотрел на работы других. Посчитал, что я хуже, недостоин. Мои стеснение и нерешительность сказались … Очень жаль, что исчезла традиция поздравлять всех после премьеры спектакля. Лет 15 уже этого нет. В чем благодарность, память об очередной работе выражалась? На программках режиссер, главный художник, зав. постановочной частью — все расписывались и слова какие-то тебе писали. Сейчас этого нет. Пытался говорить, но не слышат. Считают, видимо, что не так важно …

 — Есть кому свое мастерство передавать ?

 — Если б появился такой мальчишка, каким я был когда-то, с удовольствием бы научил. Приходили, но …

 — А мечта есть ?

 — Есть мечта — поработать в хороших мастерских, где есть станки, приспособления. Пока все, как говорят, на коленках делается, допотопным образом — топором, ножом, стамеской. Выбили как-то пилу, фуганок. Хоть это есть …

По остаточному принципу снабжаются. Не на сцене же показывать, как и из чего маски для «Волшебника Изумрудного города» рождаются!

На сцене — плоды труда людей из закулисья, которые специалисты оценивают очень высоко. «С такими людьми работать — просто сказка, — сказала мне главный художник театра Татьяна Мирова. — Они цены себе не знают!»

Возможно, и не знают они себе цены — все парикмахеры, постижёры, швеи, обувщики, декораторы, одевальщицы. Я все же больше склонна считать, как и Михайлов: если не любить театр, и делать тут нечего. Что еще-то может держать ?

 — Зарплата не держит, — говорит Вячеслав Васильевич. — Когда был моложе, на УЭХК в художники приглашали. «Плакатик, — говорят, — написал, а деньги какие!» — «Нет, не устраивает», — отвечал. Мне по сердцу вот этот образ жизни. Здесь очень интересно!

 — Какая часть вашей жизни принадлежит театру ? — спросила я Михайлова.

 — Театр — это мой дом. Вся моя жизнь — здесь …

Такому слиянию с профессией, такой верности ей можно позавидовать. И следует поучиться.

 

 

Надежда СТАХЕЕВА



 

 

Кинотеатр "Нейва" Киноцентр «Нейва»
Центральная городская библиотека Публичная библиотека
Театр оперетты Урала Театр музыки, драмы и комедии
Театр кукол "Сказ" Театр
кукол «Сказ»
Детская художественная школа Детская художественная школа
Детская школа искусств Детская
школа
искусств
Муниципальный историко-краеведческий музей Историко-краеведческий музей
Парк аттракционов ЦПКиО
Муниципальный дом культуры "Строитель" МДК
«Строитель»
Дом культуры УЭХК ДК УЭХК

© Отдел культуры администрации г. Новоуральска
Координатор: И. В. Шаповалова

Разработка и поддержка
Студия Вит. Комарова